Технологии для города: Москва воспользуется решениями резидентов «Сколково»

В рамках Московского урбанистического форума (MUF-2017) жюри отобрало самые перспективные городские технологии, которые предполагается внедрять в столице. Из 11 компаний, вышедших в финал Экспериментальных лабораторий MUF’17, три представляют кластер энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», еще одна – кластер космических технологий и телекоммуникаций

Экспериментальные лаборатории - это исследовательские воркшопы по разработке технологических решений для Москвы на основе вызовов и конкретных задач, сформулированных столичным правительством. Как пояснил в беседе с Sk.ru Юрий Хаханов, проектный менеджер энергоэффективного кластера Фонда, по сути это был интенсивный четырехдневный акселератор, участие в котором приняли более сотни команд. Их деятельность связана с профильными направлениями Лабораторий: комфортное жилье будущего (проекты и решения для всех этапов проектирования и строительства жилья - от планировки районов до инновационных технологий строительства, новых материалов и технологий умного дома), мобильность будущего (инновационные решения, направленные на сокращение расстояний в городе и повышение мобильности людей и товаров), качество городской среды (социальные инновации и сервисы в области культуры, образования, экологии и других важных для города сфер), а также анализ и визуализация данных.

Участие в работе Лабораторий приняли более десятка резидентов «Сколково», до финала через сито жюри, в состав которого входили менторы из разных стран и эксперты из восьми департаментов московского правительства, добрались 4 компании: «Эффитерм», «Лаборатория Кьюмодуль», «Самокат Шеринг» (энергоэффективный кластер Фонда), а также «Коптер Экспресс» (космический кластер). Их разработки с большой долей вероятности будут внедрены в столице. «С главной сцены форума от представителей профильных департаментов прозвучали заверения, что предложенные решения будут использованы в городе - либо в пилотном режиме, либо путем встраивания в действующие программы», - отметил г-н Хаханов.

Компания «Эффитерм» предлагает уникальную технологию инфракрасного обогрева и охлаждения. По словам Ю. Хаханова, реализованная в виде потолочной панели разработка позволяет очень точно регулировать зональность и создавать комфортный для каждого пользователя климат в границах одного помещения. Это решение проходит обкатку в нескольких московских офисах, где даже сидящие за одним столом люди могут установить для себя разную температуру.

Одна из острых городских проблем - энергоснабжение датчиков, количество которых в ближайшие годы будет измеряться десятками миллионов. Решение предлагает «Лаборатория Кьюмодуль». Речь идет о датчиках, преобразующих свет или тепло в электроэнергию, и построенных на их основе городских сетях связи, управления и т.д.

Проект компании «Самокат Шеринг» - автоматическая система проката самокатов - призван решить проблему «последней мили». Разработка прошла успешное тестирование в иннограде «Сколково», где действуют две станции «Самокат Шеринга». «Мы сразу же отметили огромный потенциал в этом проекте и огромную практическую значимость для развития нашего города. Команда проекта уверенно продемонстрировала огромные преимущества от внедрения уникальной системы и экономию времени на внутренних перемещениях, что с учетом наших размеров становится определяющим фактором динамичного развития территории», - рассказал вице-президент «Сколково», сити-менеджер Максим Шейфель.

Проект оценили и за рубежом. Первым европейским городом, где появится прокат самокатов от сколковского резидента, станет финский Эспоо. Это город-спутник Хельсинки, второй по величине в Финляндии после столицы страны. «Очевидно, что Москва также готова ко внедрению этого решения, - убежден Юрий Хаханов. – Реализация проекта тормозится из-за бюрократических проволочек. Будем надеяться, что успешное участие команды «Самокат Шеринг» в Экспериментальных лабораториях MUF’17 поможет ей скорее преодолеть все барьеры».

Еще один транспортный проект из «Сколково», пробившийся в финал Лабораторий, - «Коптер Экспресс». В свое время команда прославилась тем, что начала доставку пиццы в Сыктывкаре с помощью дронов. Однако экономически проект «не взлетел»: если доставка пиццы по земле обходилась клиентам в 100 рублей, то по воздуху – полторы тысячи. «Мы добились значительного пиар-эффекта, но вынуждены были свернуть проект по экономическим соображениям», - рассказывал в беседе с Sk.ru гендиректор компании Олег Понфиленок. Кроме того, как оказалось, доставлять пиццу дронами в России не только невыгодно, но и рискованно. Прокуратура завела на стартап административное дело. Первый штраф в 5 тысяч рублей компания оплатила, но когда пришел второй штраф – 50 тысяч, обратилась в суд и выиграла дело.

Технологический вывод после первых опытов был сделан очевидный: «Коптер-Экспресс» начал работать над созданием автоматических дронов и достиг в этой области заметного прогресса. «Это одна из самых перспективных команд в России, занимающихся тематикой беспилотных летательных аппаратов, - сказал Sk.ru персональный менеджер компании в кластере космических и телекоммуникационных технологий «Сколково» Валерий Комиссаров. - Кластер поддержал развитие компании минигрантом в размере 5 млн. руб., мы поддерживаем стратегию развития компании, и, вне всякого сомнения, совсем скоро «Коптер-Экспресс» взлетит и на международном рынке».

Пока же компанию ждет рынок московский. По словам представителей «Коптер Экспресс», использование дронов позволит не только разгрузить дороги, но и, например, снизить распространение инфекционных заболеваний - больным не надо будет идти в аптеку. При этом доставка с помощью нынешней модели дрона, способного поднять до 3 кг, обходится всего в 30 рублей, и беспилотник добирается до адреса даже быстрее курьера на мотоцикле.

Немало интересных проектов предложили другие финалисты Экспериментальных лабораторий MUF’17. Например, «Совзонд» (компания-партнер Фонда «Сколково») обработала данные о частоте обращения в поликлиники детей-астматиков, которых в Москве более 25 тысяч. Были выявлены не только сезонные пики, но и неблагополучные районы, где обращений явно больше. Продолжение работы в этом направлении, полагают создатели карты, позволит выявить сопутствующие астме болезни и принять меры по предупреждению ее возникновения.

Компания Urbica совместно с Kukushkin Lab продемонстрировала результаты обработки данных о шумовом загрязнении 120 млн точек на карте Москвы. Полученная карта, составленная с учетом особенностей распространения звука в более или менее плотной застройке, может пригодиться для самых разных вещей – от выбора более комфортного жилья или маршрута прогулки до изменений в городском планировании.

С полным списком финалистов программы можно ознакомиться на сайте Московского урбанистического форума. «Исследовательские лаборатории состоялись, слово «эксперимент» должно уйти из их названия, все предложения заслуживают уважения и интереса, - сказал по окончании презентаций руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин. – Все заместители мэра по соответствующим направлениям будут с ними ознакомлены, и все, что смогу со своей стороны, сделаю обязательно».