Вице-президент фонда «Сколково» об умных остановках, беспилотных такси, МАФах и аналоге «Зарядья»

Что такое малые архитектурные формы (МАФ)? Это все, что окружает застройку: скамейки, урны, фонари, велопарковки, клумбы, ограды, указатели, фонтаны, декоративные водоемы, нестационарные торговые павильоны. Именно они делают городскую среду уютной и комфортной.

Накануне открытия первой выставки-презентации «Город: детали» корреспондент портала Стройкомплекса расспросил вице-президент фонда «Сколково», директора по развитию городской среды Елену Зеленцову о том, какие умные остановки могут появиться в столице, где в Москве есть аналог «Зарядье» и как МАФы могут изменить жизнь в районе.

- Какую функцию выполняют малые архитектурные формы на городских улицах?

- Москва – это город городов, где спальные районы похожи друг на друга. Одна из задач программы «Мой район» – сделать каждую территорию индивидуальной, непохожей на другую.

Малые архитектурные формы организуют жизнь на территории. Они дают возможность заняться спортом, зарядить телефон, а в некоторых случаях помогут добраться из одной части города в другую, потому что, например, арт-объекты могут обозначать знаковые места. Они создают комфорт и являются точками притяжения, вокруг которых собираются горожане.

- Учитывается ли мнение жителей при благоустройстве района?

- Прежде чем спрашивать мнение и устраивать голосование, нужно изучить образ жизни жителей района – как они проводят досуг, чего им не хватает, и исходить в первую очередь из этого.

Речь идет не о том, нравится вам эта лавочка или нет, а о глубоком городском исследовании, которое позволило бы понять – кто здесь живет и как. Отсюда могут рождаться очень интересные решения. Пока таких исследований, которые погружали бы в социологию и культурную среду районов, не так много.

- Какие изменения, на Ваш взгляд, произошли за последние годы по улучшению городской среды в Москве?

- Парковая революция, которая происходит последние 10 лет, сильнее всего изменила облик города. Жители по-новому открыли для себя городские пространства. Статистика показывает, что москвичи стали больше времени проводить в парках и других общественных пространствах, посещать городские мероприятия.

- На ВДНХ открылась первая выставка-презентация «Город: детали», которая знакомит с новой ролью малых архитектурных форм. Какие проекты Вы бы отметили?

- Могу отметить решения архитектурного бюро Asadov. Они, например, придумали мусорный ящик, который позволяет тренировать меткость, а также лавочку, совмещенную с буккросингом. Это очень точно отражает тренды на многофункциональность. Также мы видим примеры, когда используются Wi-fi, зарядки, электронное табло.

На выставке четко прослеживаются такие тенденции, как создание индивидуальных элементов городской среды, применение новых технологий и многофункциональность.

- Участвует ли Сколково в разработке умных малых архитектурных форм?

- В следующем году в Сколково протестируют модернизированные остановки с динамическим освещением, информационными табло с функцией вызова такси, тревожными кнопками для связи с контакт-центром Сколково.

Кроме того, наши резиденты разработали систему считывания номеров при въезде (выезде) в город и уникальную программу распознавания лиц, что важно для городской безопасности. Но научная задача Сколково намного шире, чем обустройство городской территории.

Также у нас есть специальные трассы для беспилотников. Яндекс.Такси проводило тестирование своих автомобилей на нашей территории. Все желающие могли поучаствовать в тестовых поездках на беспилотном такси.

- При разработке общественных пространств в Сколково учитывались идеи других интеллектуальных городов?

- Интеллектуальные умные города есть как в России, так и в мире, начиная от технопарка «Берлин-Адлерсхоф» в Германии и заканчивая Технологическим Парком Малайзии недалеко от Куала-Лумпура. Наукограды имеют общую специфику деятельности – в них создают условия для того, чтобы туда приезжали жить и работать ученые, занятые разработкой новых технологий.

Например, ценность Сколково для Москвы, как района, расположенного за МКАД, – большое количество высокотехнологичных интеллектуальных рабочих мест. У нас так сложилось, что если район расположен на окраине, то наблюдается маятниковая миграция – люди ездят на работу в центр и вечером обратно. В этом смысле Сколково является альтернативным центром города, куда приезжают люди работать и учиться. Соответственно и близлежащие территории становятся точкой притяжения, комфортным местом для жизни и работы.

Общественное пространство в Сколково выполняет не просто сервисную функцию для тех, кто здесь работает, но и становится местом притяжения людей. Мы стараемся сделать это пространство более комфортным. Это касается не только научных лабораторий, коворкингов и офисов, но и парков, велодорожек.

Чтобы люди, которые работают над проектами, могли здесь жить, мы создаем арендные жилые кварталы. Сейчас в Сколково их два – Миро и Тетрис, а к концу года введут третий – Палисад, и тогда число жителей вырастет до 1200 человек.

Источник: gorodskoyportal.ru

/news/75780/