В Сколково прошло заседание рабочей группы НТИ «АвтоНет»

В Сколково состоялось заседание рабочей группы Национальной технологической инициативы «АвтоНет». Сложно себе представить более подходящее место для этой проведения подобной встречи, ведь территория инновационного центра служит полигоном для отработки самых передовых транспортных технологий. Так, именно здесь накатывает тестовые километры бесплотное такси «Яндекса», и именно в Сколково привозит пассажиров первый в Подмосковье электробус

Это лишь несколько из многочисленных примеров того, как в Сколково содействуют становлению транспортной инфраструктуры будущего. Более полутора сотен резидентов Фонда занимаются разработками, связанными с транспортом, сообщил участникам встречи вице-президент «Сколково», руководитель кластера энергоэффективных технологий Олег Дубнов. «Сколково не только город, но и пилотная площадка для обкатки новых технологий, в том числе транспортных, - отметил г-н Дубнов. - Сколково меняется, развивается, город строится. Наш Технопарк заполнен на 100/%».

Соруководители рабочей группы НТИ "АвтоНет" Александр Гурко и Александр Морозов (первый и второй слева) во время экскурсии по Сколково. Фото: Sk.ru

Собственное мнение о темпах развития инновационного центра участники заседания «АвтоНет», посвященного электротранспорту и зарядной инфраструктуре, могли составить во время организованной для них экскурсии по Сколково. Здесь находятся 28 зарядных станций для электромобилей, тогда как во всей Москве количество работающих зарядных станций не превышает четырех десятков. При этом речь идет о чем-то большем, чем просто установка новых станций. Сколково претендует на то, чтобы стать площадкой для тестирования самых передовых технологий в этой области.

Олег Дубнов: более полутора сотен резидентов "Сколково" занимаются разработками, связанными с транспортом. Фото: Sk.ru

Одним из партнеров «Сколково» в этой деятельности является франко-итальянская компания Enel. Руководитель направления е-Mobility российского представительства ENEL и его инновационного подразделения ENEL X Яна Киприянова рассказала, как реализуется продвижение программы инноваций в России в сфере интеллектуальных решений для зарядной инфраструктуры электротранспорта.

Инновационный центр Enel был запущен в Сколково в октябре 2017 г. в рамках форума «Открытые инновации». По словам Яны Киприяновой, выбор Сколково в качестве платформы был обусловлен тем, что в иннограде присутствует максимальное количество инновационных стартапов в РФ. Главная цель инновационного хаба ENEL X – поиск инноваций и содействие развитию устойчивой экосистемы в России, что совпадает с миссией Сколково.

Речь, в частности, идет о развитии рынка электротранспортной инфраструктуры РФ посредством Smart зарядных устройств; управления сетью собственных зарядных станций собственным ПО и локализации сборочного производства зарядных станций в РФ.

Касаясь сотрудничества со сколковскими стартапами, г-жа Киприянова заметила: «Мы готовы интегрировать наши решения со стартапами, инвестировать в стартапы не только финансово, но и предоставляя свои решения. Это сотрудничество носит долгосрочный характер».

Яна Киприянова: наше сотрудничество со стартапами "Сколково" носит долгосрочный характер. Фото: Sk.ru

Подразделение е-Mobility видит в качестве своих основных задач работу с общественными зарядными станциями; компания также участвует в международном проекте по развитию сетей быстрых зарядок. Очень перспективно в России развитие комплексных решений по движению общественного транспорта, что. В качестве примера Яна Киприянова привела реализацию аналогичного комплексного проекта в Чили, где при поддержке государства компания полностью реализовывала проект, включая приобретение электробусов и управление зарядными станциями. Как писала в июне прошлого года газета La Tercera, благодаря этому проекту Чили стала второй в мире, после Китая, страной по количеству электробусов.

Возвращаясь из Южной Америки в Сколково. Автомобили на электротяге - один из ключевых элементов транспортной модели инновационного центра, которая предполагает, что уже через несколько лет машинам с ДВС въезд сюда будет запрещен. Как рассказал руководитель проектов транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров, целевая транспортная модель в Сколково основана на системе приоритетов: пешеход – велосипедист – общественный транспорт – индивидуальный транспорт. Это вполне вписывается в современный тренд урбанизации, который гласит: «Города для людей, а не для машин». Поэтому все автомобильные дороги в Сколково дублируются обособленными велодорожками.

Беспилотное такси "Яндекса" привлекло внимание членов рабочей группы НТИ "АвтоНет". Фото: Sk.ru

После завершения строительства перемещаться по инновационному центру можно будет пешком, на велосипеде, самокате или экологически чистом транспорте, к категории которого г-н Жанайдаров причисляет не только электромобили, но и транспорт на водороде и прочих топливных элементах. «Мировой тренд развития транспорта очевиден - это отказ от ДВС и переход на электротягу и водород». В этой связи Кирилл Жанайдаров напомнил, что Фонд «Сколково» - один из организаторов конкурса «Первый элемент», цель которого - создание энергетических установок на водородных топливных элементах для их применения на транспорте.

Что касается зарядной инфраструктуры для электромобилей, то проблема с зарядными станциями в России не сводится только к техническим аспектам. Парадокс заключается в том, что «такого вида деятельности, как зарядка электромобилей, в стране не существует», как это определяет К. Жанайдаров. Действительно, такая деятельность не упоминается в нормативных документах.

Сложность заключается в том, что издержки бизнеса, связанного с созданием таких станций, слишком высоки, чтобы тарифицировать его как продажа электроэнергии. Поэтому владельцы зарядных станций – это в основном сбытовые и электросетевые компании - просто списывают расходы на потери сетей.

Кирилл Жанайдаров: "Мировой тренд развития транспорта очевиден - это отказ от ДВС и переход на электротягу и водород".  Фото: Sk.ru

Чтобы этот вид бизнеса можно было монетизировать, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации. Разработка таких изменений идет в рамках рабочей группы НТИ «АвтоНет», и «Сколково» принимает в ней активное участие. До тех пор, пока эти наработки не будут внесены в законодательство, зарядка электромобилей будет оставаться бесплатной, что хорошо для пользователей, но плохо для бизнеса.

Как многое из того, что происходит в иннограде в области развития транспортной инфраструктуры, речь идет, прежде всего, о создании общенациональных прецедентов. «Мы стараемся быть такой пилотной площадкой, находиться на пике инноваций, чтобы они не только разрабатывались, но и обкатывались в Сколково», - заявил Кирилл Жанайдаров.

/news/28389/